Жестокие взрослые — жестокие дети

18 июня, 2011, Размещено admin 14:18 | No Comments

В последний день зимы, 28 февраля, в поселковой библиотеке состоялось заседание «круглого стола», на котором рассматривалась проблема жестокого обращения и насилия над детьми.

В последний день зимы, 28 февраля, в поселковой библиотеке состоялось заседание «круглого стола», на котором рассматривалась проблема жестокого обращения и насилия над детьми. Была оформлена книжная выставка, посвященная этой теме.

В работе «круглого стола» приняли участие: заведующая отделением профилактики безнадзорности детей центра социального обслуживания населения и ведущая мероприятия Л Елисеева, менеджер филиала ОГУ «ОСЗН» Глазуновского района А. Корнеева, социальный педагог Глазуновской школы Ш. Земскова, психолог ГСШ О. Кузнецова, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних И. Мельников, менеджер управления образования С. Круглова, воспитатель детского сада № 1 В. Глазкова, учитель Новополевской школы О. Земскова, председатель районного женсовета Н. Пентюхова, председатель родительского комитета ГСШ С. Полякова, менеджер управления образования Т. Кузнецова, специалист по социальной работе СРЦН «Островок добра» З. Соломина, психолог ГСШ О. Кузнецова, а также представители общественности.

Елисеева: — современные социологи утверждают, что жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальное домогательство. Это еще и унижения, оскорбления, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Оно включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемую родителями, опекунами, попечителями, педагогами. Поэтому на заседании собрались те, кто непосредственно имеет отношение к данной проблеме и способен сформировать правильное общественное мнение по данному вопросу.

Корнеева: — В последние годы в России увеличилось количество преступлений против детей. Ежегодно 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, около 2,5 миллионов избиваются родителями, более десяти тысяч становятся инвалидами. Для десяти процентов этих детей побои заканчиваются смертью, две тысячи детей, не перенеся физического и психологического насилия, пытаются или совершают самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, пополняя число беспризорных. И одной из причин является жестокое обращение в семьях.

Росту насилия, в том числе в семье, способствует то, что общество еще не готово объективно обсуждать эту проблему. Жертвы насилия не хотят придавать огласке происшедшее с ними, а окружающие занимают позицию невмешательства. Проблема жестокого обращения с детьми — проблема социальная, требующая особого подхода в первую очередь со стороны государства. В 2010 году проводилась общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению: по телевидению транслировались социальные ролики, указывался номер детского телефона доверия {8-800-2000-122), создан специальный фонд.

Елисеева: — Жестокое обращение с детьми в семье выявляется с трудом. Как распознать, что ребенок переживает насилие?

О. Кузнецова: — Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта с взрослыми, стремление скрыть причину травмы, плаксивость, одиночество, отсутствие друзей, раздражительное поведение, негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными, суицидальные попытки. При сексуальном насилии у ребенка появляются ночные кошмары, страхи, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, стремление полностью закрыть свое тело, депрессия, низкая самооценка, отчужденность, проституция, беспорядочные половые связи и другое.

Поведение ребенка, вызванное психологическим насилием, отличается беспокойством, тревожностью, нарушением сна, длительно сохраняющемся подавленным состоянием, агрессивностью, склонностью к уединению, неумением общаться, излишней уступчивостью или осторожностью, плохой успеваемостью. К таким детям нужно присматриваться, чтобы помочь преодолеть негативные последствия насилия над личностью.

Пентюхова: — Печальным остается тот факт, что в школе участились случаи насилия. Учитель может сказать о ребенке «ты — тормоз» и т. д. А дети, издеваясь над сверстниками, снимают происходящее на телефон и выкладывают видео в Интернет. В результате ребенок получает двойное насилие. А как в детских садах?

Глазкова: — Что касается родителей, то в большинстве случаев они лояльно относятся к своим детям. Хотя бывает, что кто-то из малышей получает небольшую «трепку». Удивительно то, что дети бьют родителей ногами, по лицу. Наблюдая такое, приходится в воспитательных целях чаще акцентировать внимание ребенка на том, что он не может обходиться без родителей, без мамы ему холодно и голодно.

Елисеева: — Вероятность того, что ребенок в одиночку справится с мучительными для него переживаниями, крайне мала, как помочь ему справиться с последствиями насилия?

Е. Земскова: — Да, дети не в состоянии понять, что они не виноваты в том, что над ними издеваются. Думают, что сделали что-то не так и заслужили наказание. И именно взрослые должны им помочь. Во многих больницах имеются специальные программы по защите прав ребенка. Также можно позвонить в милицию или специальную службу, занимающуюся проблемой охраны детства. Кроме того, следует прислушиваться к словам и интонации ребенка, обсуждать с ним любые проблемы, проверять круг общения вашего ребенка, научить его различать допустимые и недопустимые виды прикосновений и т. д.

Елисеева: — В России нет специального закона о правах детей. Однако в отношении детей все мы должны руководствоваться Конвенцией о правах ребенка.

Л. Кузнецова: — В российском законодательстве существует несколько видов ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Это административная (ст. 5.35 — неисполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних), гражданско-правовая (ст. 73 Семейного кодекса РФ — ограничение в родительских правах; ст. 77 — отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка), уголовная (ст. 111 -умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; сопутствующие — ст. 112,113, 115; ст. 116 — побои, 117 — истязание, ст. 131 — изнасилование, ст. 125 — оставление в опасности, ст. 110 — доведение до самоубийства и т. п.).

И, несмотря на наказание, факты насилия все же имеют место. Хотелось бы обратиться ко всем жителям района: если вы увидите ребенка, который побирается, грязного, не по сезону одетого, который хулиганит, употребляет спиртное или наркотические вещества, не посещает школу, или обратите внимание на семью, ведущую асоциальный образ жизни, проявляющую жестокость в отношении своих детей, вовлекающую их в преступную деятельность, незамедлительно сообщите в комиссию по делам несовершеннолетних или в милицию.

Мельников: — Статья 156 Уголовного кодекса предполагает наказание за жестокое отношение к детям. Но чтобы пресечь факт преступления, необходимо его выявить. А для «того следует сообщать о фактах жестокого обретения с детьми в милицию.

О. Земскова: — Экономическая обстановка, безработица в стране, безусловно, сказываются и на семьях, воспитывающих детей. Свое раздражение родители нередко выливают на детей, а те, в свою очередь — на своих сверстников. Или замыкаются в себя, не в силах справиться с острыми приступами тревожности и страха. Такие дети, как правило, отстают в развитии и не бывают успешными в жизни. Задача школы — помочь им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными и нужными. Нельзя также сбрасывать со счетов и роль церкви в воспитании подрастающего поколения. Ведь сегодня, как никогда, нужны утраченные духовные идеалы. Церковь должна тесно сотрудничать со школой.

Соломина: — Да, идеалы отсутствуют. Об этом свидетельствуют примеры, если так можно назвать, воспитания детей в неблагополучных семьях, дети которых нередко оказываются в реабилитационном центре. А ведь модель поведения родителей дети перенесут в свои семьи. Чем это чревато, страшно представить.

Пентюхова: — Президент Д. А. Медведев в Послании к Федеральному собранию определил важность женщины и матери в воспитании детей, психологического здоровья детей в семье. Он говорил о проблеме нехватки детских садов и их роли. И, что особенно важно, был поднят вопрос жестокого обращения к детям в семьях. Почему эта проблема стала явной? Двадцать лет мы бездушно искореняли идеалы. А взамен их пришли курение, алкоголизм, наркомания, другие пороки. На первом месте вместо идеалов теперь материальные ценности. Так ли это хорошо? Общество стало равнодушным — к боли детей в том числе. А это страшно. Проблему нужно поднимать и громко заявлять о случаях жестокого обращения с детьми.

Во время работы круглого стола.Круглова: — Патриарх Всея Руси Кирилл утверждает, что оплотом всего доброго и светлого в жизни является семья. И, если этот опыт рухнет окончательно, страна упадет в бездну. Россия долгие годы теряла лучших своих мужчин, а ведь вместе с потерей института отцовства ушли и нравственные ценности семьи. Женщина же осталась хранительницей домашнего очага. Конвенция защищает право ребенка — бесспорно. Но и мы, общество должны всячески пресекать, предотвращать случаи жестокого обращения с детьми, выявлять и исправлять ошибки, допущенные родителями, прежде, чем принимать к ним радикальные меры. Индивидуально подходить к каждой отдельной ситуации. Но ни в коем случае не быть равнодушными. Ведь чужих детей не бывает.

Подготовила Т. Жучкова.
«Приокская нива»
03.03.2011

No comment yet.

Ответить