От школы Богородской до Гнилушинской…

June 21, 2008, Размещено Conus 00:55 | No Comments

От школы Богородской до Гнилушин­ской, что в Глазуновском районе, девять километров пути. Одна, по воспоминаниям старожилов, построена то ли до войны, то ли после — маленькое деревянное здание, отапливающееся углём. Учеников в сельской школе немного — 54. Но и такому количеству детворы здесь, должно быть, тесновато. По пальцам одной руки можно пересчитать кабинеты. Нет учительской, спортзала… Другое дело — школа в Гнилуше. Новая, тёплая, рассчитанная на 190 человек. Её строили в 1993 году на перспективу: будет школа — будет жить и деревня. Вот только сегодня школьные классы практически пустуют. За партами Гнилушинской учится всего 15 человек.

Решение районных властей объединить школы кажется вполне обоснованным и логичным. Дети имеют право на лучшие условия обучения. Если есть возможность заниматься в светлых и более уютных классах, почему бы ею не воспользоваться? Практика подвоза дет­воры на занятия уже наработана в районе. Так, в Тагинскую среднюю школу ребят возят из Захаровки, Сеньково, посёлка Тагинского — всего больше пятидесяти школьников. Довольны и учителя, и родители, а самое главное — дети.

Ещё один довод в пользу реорганизации — экономический: школы надо отапливать, ремонтировать, обеспечивать пожарную безопасность, снабжать учебными пособиями… Содержать старое здание всегда сложнее — оно требует гораздо больших вложений. И тем не менее дворца из хижины, как ни старайся, не построить.

О реорганизации Богородской школы заговорили не вдруг. Этот вопрос поднимался и раньше: не было только автобуса, который бы перевозил ребят из Богородского в Гнилушу. Но по национальному проекту “Образование” он должен прийти в район этим летом. Здесь бы и восклицательный знак поставить, но пока всё сводится только к многоточию.

Дело в том, что учителя и родители выступили против объединения школ. Возник конфликт. А дальше всё в лучших традициях жанра — споры, недопонимание, поиск правды по инстанциям…

Дабы разрешить создавшуюся ситуацию, было решено провести родительское собрание. На встречу с жителями Богородского приехал глава района А.В. Сизов.

К назначенному часу небольшой школьный зал (часть коридора) еле вмещал всех желающих принять участие в разговоре. Люди стояли в дверях и на улице: дело ведь нешуточное — школу закрывают…

— Закрывать её никто не собирается, — первым взял слово А.В. Сизов. — Речь идёт о реорганизации. Что это значит? Начальная школа останется здесь. Малыши так и будут учиться рядом с домом. Другие классы мы предлагаем перевести в Гнилушинскую школу.

Александр Викторович ещё раз подчеркнул, что это учебное заведение соответствует всем необходимым требованиям. В школе есть и столовая, и замечательный спортивный зал, и оборудованные мастерские. Ребятам там действительно будет лучше.

Плюсы Гнилушинской, по мнению главы района, очень скоро оценят и учителя. Педагогические коллективы обеих школ будут сохранены. Под сокращение попадут лишь три педагога пенсионного возраста.

— Со своей стороны мы постараемся сделать всё возможное, чтобы процесс реорганизации прошёл как можно быстрее и безболезненнее, — пообещал А.В. Сизов. — Через каких-нибудь полгода вы будете удивляться, ради чего мы тут с вами громыхали. Решение объединить школы принято. Это входит в полномочия районной администрации. Изменить его могут лишь серьёзные аргументы и доводы.

— А плохая дорога — это не аргумент? — возмутилась бабушка одной из школьниц. — Как зимой, в гололёд, поедет автобус по этой “узкоколейке”? Рейсовый-то к нам с перебоями ходит. В райцентр, не говоря о городе, съездить проблема. А про чернобыльскую зону в Гнилуше забыли?

— Как отразятся такие поездки на здоровье детей? — спрашивали родители. — И как быть с выпускниками? Класс большой. Там только претендентов на медали трое. Легко ли им будет привыкнуть к новой школе, новым учителям? Почему нельзя подождать?

— Дорога будет отремонтирована до 1 сентября, — заверил глава района. — Что касается чернобыльской зоны, то уже завтра будет направлен запрос в территориальное управление Роспотребнадзора по Орловской области, специалисты проведут в школах все необходимые замеры. Но едва ли радиационный фон в Гнилуше отличается от радиационного фона в Богородском. Сёла находятся всего в пяти километрах друг от друга. К тому же Гнилушинская школа построена много позже аварии.

Поднимался на собрании и вопрос о качестве образования малокомплектных школ. Не секрет, что многие из них уступают районным и городским общеобразовательным учреждениям. Сказываются слабая материально-техническая база, проблемы с комплектованием учебными пособиями, совместительство по предметам. Во многом именно этим обусловлена реформа по укрупнению малокомплектных школ, объявленная в июле прошлого года министром образования и науки РФ А.Фурсенко.

— Да, в прошлом году наши показатели по результатам ЕГЭ были не очень высокими, но ежегодно больше половины выпускников школы поступает в высшие учебные заведения, — говорили учителя. — Посмотрите, сколько у нас почётных грамот и дипломов! Дети — постоянные участники различных конкурсов, спортивных соревнований. Несмотря на то, что у наших учеников нет возможности заниматься в спортивном зале, они на всех спартакиадах обходят по результатам гнилушинских ребят.

Прения продолжались больше трёх часов. Немало вопросов было по организации подвоза: как ездить на вечера и родительские собрания, с кем оставлять малолетних детей учителям (ведь их рабочий день увеличится до пяти-шести часов вечера). На предложение проехать и посмотреть, как решаются эти вопросы в Тагинской школе, поговорить с детьми, родителями, учителями, которые ездят на работу на автобусе, глава получил отказ. Дескать, известно, кто что скажет. Стороны разошлись каждая с твёрдым убеждением в своей правоте.

На сегодня районные власти уже подготовили все необходимые документы для реорганизации. Результаты анализов из Роспотребнадзора получены: радиационный фон в обеих школах в норме:в Гнилушинской 14 мкР/ч, в Богородской — 16. Учителя и родители тоже собрали документы и направили их на рассмотрение в прокуратуру.

На вопрос о будущем Богородской школы в управлении образования департамента социальной политики Орловской области однозначного ответа мы не получили. Но более, чем ясно, что процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений неизбежен. Проблемы малокомплектных школ, качества образования надо решать уже сегодня. При этом нужно помнить, что каждая школа — отдельная история. И решать все трудности нужно в индивидуальном порядке.

Ольга Чанова
Орловская правда
21.06.2008

Related posts

No comment yet.

Ответить